Владимир Потапов: «Военные фильмы надо вводить в школьную программу»


    Владимир Потапов: "Военные фильмы надо вводить в школьную программу"

В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года указывалось: «…Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…». Уничтожение города путем блокады было изначально запланировано нацистами. Поэтому когда сегодня некоторые политики говорят о том, что героическая оборона города не стоила тысячи жизней ленинградцев и многих жертв можно было избежать, они либо плохо осведомлены, либо сознательно искажают исторические факты.

Чтобы сохранить историческую правду о войне, отечественные кинематографисты снимают талантливые фильмы. К огромному счастью, эти фильмы пользуются у зрителей популярностью и любовью. Режиссер Владимир Потапов рассказывает о своей новой ленте «Крик тишины». Эта картина о блокадных днях.

— Владимир, тема блокады — это был какой-то военный заказ или ваш собственный порыв души?

— Картину по этому сценарию должен был снимать питерский режиссер, но он ушел с проекта, так его и не начав. Поэтому продюсер Александр Георгиевич Литвинов, с которым мы до этого уже сняли четыре фильма, пригласил меня для его осуществления. Я с удовольствием включился в работу, потому что тема патриотизма для меня очень важна. На патриотические сюжеты до этого у меня были сняты фильмы «Ноль-седьмой меняет курс», «Шепот оранжевых облаков» и «Застывший ангел». «Крик тишины» — четвертая работа. Мне пришлось немного изменить сценарий, сократив события до одного года, и уменьшить возраст главной героини, сделать ее младше. В фильме ей одиннадцать лет.

— А что вы хотели от себя лично сказать зрителям этим фильмом? Каких реакций ждете после просмотра?

— Реакции очень душевные. Именно такие, какие я себе и представлял. Не думал, что у нас столько хороших, вдумчивых и умных зрителей. В интернете девяносто девять процентов восторженных откликов, и рейтинг фильма без рекламы самый высокий за всю историю кино. А сказать я хотел самое главное: что именно любовь и вера в правду и доброту, чистота и искренность человека могут преодолеть любые преграды, лишения и голод.

— Как считаете, если эту картину показать в школе как художественное учебное пособие по истории Великой Отечественной войны, для школьников это станет каким-то открытием? И вообще, как вы относитесь к тому, что многие кинематографисты предлагают сегодня демонстрировать в школах военно-патриотические фильмы и водить детей на них, как водили нас в советское время?

— Я бы ввел показ военных фильмов в программу и показывал только самые лучшие ленты. Давно уверен, что не спрос рождает предложения, а совсем наоборот. И если показывать постоянно один примитив, то и дети станут примитивными, а я против этого был и останусь с этим мнением до конца. Я показывал «Крик тишины» около тридцати раз, и детям, и подросткам, и студентам в институтах. Люди плачут, обнимаются после сеанса, расспрашивают детали и искренне счастливы от просмотра нашей картины.

— В фильме показаны самые разные реакции людей и не всегда благородные, например, требование от ребенка хлеба за теплую печку. Не боитесь, что зрители негативно воспримут героический образ ленинградцев?

— Когда честно рассказываешь историю, то и люди воспринимают этот язык, искренне понимая и веря тебе. Я ничего не боюсь, так как фильм уже посмотрели миллионы и тысячи отозвались и высказались. Таких реакций, о которых вы сейчас говорите, одна на тысячу, и то не у совсем нормальных людей. Этот сценарий написан по книге блокадницы Тамары Цимберг. И люди во все времена были разные, как и их поступки. Во всяком случае все блокадницы, присутствовавшие на просмотре, говорили, что фильм очень достоверный и правдивый, в отличие от остальных фильмов про блокаду, в которых выдуманный негатив плещет через край. Этот вопрос скорее к их создателям, а не ко мне.

— Некоторые либеральные политики утверждали, что можно было сдать город немцам и сохранить тысячи жизней, не обрекая людей на голодную смерть. Как вы сами считаете?

— Бред. Я ненавижу либералов. Это в основном лживые люди.

— Если вдруг настанут такие времена — голод, блокада, смогут ли современные люди выдержать такие испытания? Хватит ли у них мужества?

Читайте также »   Роттердам стал местом проведения "Евровидения-2020"

— Такие времена не настанут. Но уверен, что людей, готовых совершать такие подвиги, осталось в нашем обществе единицы. Даже я когда-то хотел попасть служить в Афганистан, теперь не хочу. Это очень серьезный вопрос, и он касается идеологии государства, которой сегодня нет, точнее сказать, которую я не принимаю. Но я не люблю говорить на столь противоречивую теперь по разным причинам тему. За деньги контрактники еще едут воевать и терпеть лишения. А за Родину сами видите…

— Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу празднования парада Победы. Некоторые отмечают, что в последние годы это событие превращено в какой-то красочный карнавал. А что бы вы предложили? И в достаточной степени наши современники сегодня говорят о блокадных днях?

— А вы послушайте Михаила Задорнова. Он про всех таких типов очень точно всегда говорил. Когда-то я был комсомольцем и спустя много лет могу сказать, что именно те, кто ничего не делал в комсомоле, его же теперь и хают. И Победу недооценивают, так как не ценят ни своих корней, ни своих дедов и прадедов. Занижение роли их подвига — это идеология отдельных нелюдей капиталистического строя и попытка декоммунизации. Она происходит повсеместно и целенаправленно и создается лишь с целью разобщения общества для сохранения своих интересов, лжи, коррупции и ограничения свободы.

— А есть у вас желание снять еще картину на военный сюжет? Как думаете, остались ли еще нетронутые темы Великой Отечественной или практически уже все сказано?

— Сказано не все, далеко не все. Многое теперь уже и не скажут… А фильмы про войну снимать нужно и хочется. Только нельзя подпускать к этой теме либерастов и хитрых злых людей.

— Какие наиболее значимые картины на военные темы вы хотели бы отметить?

— «Освобождение». «Они сражались за Родину», «Горячий снег», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «Щит и меч». Наверняка что-то забыл, извините. Очень хороши практически все патриотические фильмы о войне последних лет, за редким исключением.

— У вас в фильме главную роль исполнила совершенно юная девочка. Где нашли такую потрясающе талантливую исполнительницу?

— Алина Саргина нашлась совершенно случайно в Питере. Это просто чудо, что она пришла со своим младшим братом на кастинг, где я ее заметил и после проб утвердил. Она никогда не играла в кино. Такие «находки» иногда случаются, если режиссер точно знает кого искать.

— А как работалось с Владимиром Меньшовым, почему именно его вы взяли на эту роль?

— Владимир Валентинович не только очень талантливый режиссер, но и совершенно искренний и честный человек. А возможно, именно поэтому и талантливый, что честь, достоинство и правда для него не пустой звук. С удовольствием поработал с ним второй раз. В «Ноль-седьмой меняет курс» он сыграл у меня когда-то роль президента. Работается с умными людьми всегда спокойно.

— Очень понравилась работа художника-постановщика в создании атмосферы блокадного города. Какие задачи вы ставили перед ним?

— Филипп Скабичевский коренной питерец, прекрасный, недооцененный на момент съемок кино художник. Задача всегда была одна, чтобы не были «видны» декорации. И он прекрасно справился с этой задачей со своей командой. Филипп, имея среди родственников блокадников, очень вдумчиво предлагал самые лучшие натурные места, так как с созданием той эпохи в этом красивейшем городе сейчас большие трудности. А также мой художник был прекрасным, умным и бодрым человеком, именно в этом кроется любой профессионализм.

— Хочется пожелать вам триумфального шествия по отечественным и зарубежным кинофестивалям, чтобы как можно больше зрителей увидели «Крик тишины». Самый важный приз, который для вас наиболее дорог.

— Спасибо за пожелание. Недавно мы получили по результатам просмотров Гран-при кинопремии «На благо мира». А также Гран-при питерского кинофестиваля «Виват, Россия». Конечно, хотелось бы, чтобы фильм увидели не только старшее поколение, но и как можно больше молодежи. Всегда приятно услышать мнение не только коллег, но и зрителей самых разных возрастов. И узнать, что в нашей стране еще много честных и умных людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *